В каждом регионе сохранились уникальные традиции встречи Нового года и Рождества, многие из которых связаны с заботой о здоровье и благополучии. Эти обычаи, передаваемые из поколения в поколение, объединяют духовные и физические аспекты человеческой жизни, помогая сохранить тело и душу в гармонии. Какие новогодние традиции и обычаи у разных народов России — рассказывают эксперты по отдыху с пользой.
Сегодня трудно представить Новый год без елки, шампанского и боя курантов. А ведь не всегда в России отмечали этот праздник первого января. В дохристианский период новогодние обычаи на Руси были связаны с пробуждением природы и приходом весны, то есть новый год наши предки встречали 1 марта. После принятия христианства праздник перенесли на 1 сентября — день, когда Бог сотворил мир, и только с 18 века по указу Петра Первого начали отмечать 1 января. Кроме даты в календаре появилась и новая обязанность — украшать дома еловыми и можжевеловыми деревьями и дарить друг другу подарки.
В дохристианскую эпоху и первые века христианства многие обряды и традиции народов России были тесно связаны с природой, верой в ее силы и заботой о здоровье. Эти ритуалы часто включали символику очищения, защиты от злых духов, привлечения благополучия и физического обновления. Например, много обрядов было у славянских народов.
В Карелии, как и в большинстве уголков нашей страны, до указа Петра Первого Новый год праздновали в дни зимнего солнцестояния. Праздничный период назывался Сюндума и имел свои необычные и интересные новогодние традиции и обычаи. Считалось, что все, что происходит в этот период, влияет на все последующие события в году. Например, в первый день нового года ничего не одалживали, не выносили из дома и особое внимание уделяли первому гостю. Приходил старик — к изобилию, юноша сулил пустой год, а вот женщин и вовсе могли прогнать с криками или закрыть перед носом дверь.
Чтобы наступающий год был сытным, праздничный стол должен ломиться от угощений. Этот старинный новогодний обычай соблюдали в каждом доме. Хозяйки пекли блины, готовили ячневую кашу, жарили пирожки, один из которых обязательно начиняли соленой начинкой. Съесть такой считалось большой удачей.
Есть у карелов и свой Дед Мороз — Талви Укко. Познакомиться с обрядами и обычаями карельской зимы можно в его резиденции в 20 км от Петрозаводска. Гостям предлагают покататься на снегоходах, традиционных финских санках, собачьих и оленьих упряжках, поиграть в карельские городки, побывать на ферме домашних животных. После развлечений всех приглашают в терем на чаепитие с пряниками и традиционными карельскими пирожками.
В Карелии сохранилось множество старинных традиций и обрядов, связанных с Новым годом, Рождеством и заботой о здоровье. Эти обычаи сформировались под влиянием финно-угорской культуры, православия и местных природных условий. Многие из них имеют символическое значение, связанное с очищением, защитой от болезней и укреплением сил.
В Карелии верили в магическую силу воды, особенно в период Святок (с Рождества до Крещения). Вода, набранная в ночь на Рождество или Крещение, считалась целебной. Ее пили, чтобы укрепить здоровье, умывались для очищения и защиты от болезней. В некоторых деревнях воду из проруби использовали для омовения детей, чтобы придать им силы и защиту на весь год. В Рождество карелы окропляли дом водой, освященной в церкви. Ее смешивали с отварами целебных трав и верили, что такая вода защищает семью от болезней и недугов на весь год.
Карельская баня играла важную роль в новогодних и рождественских обрядах. Перед праздниками люди обязательно парились, чтобы смыть болезни и очиститься духовно. Использовали ароматные веники из берёзы, можжевельника или ели. В бане проводили ритуалы с заговорами на здоровье и долголетие. Особый обряд: после парения на горячие камни поливали воду с настоем трав — зверобоя, чабреца, можжевельника. Считалось, что этот пар выгоняет хворь.
На рождественский стол в Карелии традиционно готовили блюда из рыбы. Рыба символизировала здоровье и защиту от злых духов. Ее ели всей семьей, веря, что это укрепит здоровье на весь год. Одним из популярных блюд была кулебяка с рыбной начинкой, где использовали судака или форель.
Карелы делали маленькие мешочки с сушеными травами, которые носили как обереги от болезней. На Рождество мешочки наполняли новыми травами, собранными летом, чтобы они сохраняли свежесть и силу. Часто использовали зверобой, полынь и можжевельник.
В Карелии на Новый год и Рождество готовили особый травяной чай, который подавали всей семье. Для него использовали карельский иван-чай, зверобой, ягоды шиповника и мёд. Напиток считался не только вкусным, но и укрепляющим иммунитет, помогал восстанавливаться после зимних простуд.
Ель в Карелии считалась деревом-оберегом. В рождественскую ночь еловыми ветками украшали дом и окуривали ими помещения. Это должно было защитить домочадцев от болезней и очистить пространство. Хвоя использовалась для заваривания лечебного чая, который пили для укрепления иммунитета. На Рождество можжевельник использовали для окуривания дома и хлева, чтобы защитить не только людей, но и животных. В некоторых деревнях ветки можжевельника раскладывали под кроватью, чтобы они «отгоняли» болезни во время сна.
Во время Святок карелы гадали не только на будущее, но и на состояние здоровья. Популярным было гадание с воском: расплавленный воск выливали в воду и по его форме определяли, какие недуги или успехи ожидают человека. Если воск формировал гладкую поверхность — год будет здоровым.
Карелы верили, что ритуальные танцы в новогоднюю ночь не только развлекают, но и укрепляют здоровье. Танцевальные движения символизировали прогон болезней и привлечение энергии. Эти танцы сопровождались пением и игрой на кантеле.
В старые времена новогодние празднования в Мордовии начинались в двадцатых числах декабря и длились до самого Крещения. Проходили они в «танцевальных домах» — киштимань кудо, которые хозяева украшали и сдавали гостям для танцев. Рождество было принято встречать в «рождественском доме» — роштовань кудо. В наряженной избе собирались, чтобы попеть колядки и обрядовые песни, поплясать и погадать. Приходили гости на праздник ряженые в костюмы животных — так можно было обмануть нечистую силу.
Обязательные угощения на новогоднем и рождественском мордовском столе — пышные блины, квас из сахарной свеклы, холодец из свиных ножек и отварная свиная голова. Такие новогодние традиции народов Мордовии связаны с древним божеством Тувонь Пазу — покровителем свиней и плодородия.
Главный зимний волшебник у мордовцев — Якшамо Атя (Холодный Дед). Одет он в белые штаны, рубаху, валенки и шубу, украшенные национальными орнаментами. На голове вместо шапки красное очелье — традиционный славянский и мордовский головной убор, а в руке рогатина, увешанная бубенцами.
Мордовия, с ее богатым культурным наследием, сохранила множество обычаев и ритуалов, связанных с заботой о здоровье, особенно в период Нового года и Рождества. Мордовские народы с древних времен обращались к природе и духам, чтобы обеспечить физическое и духовное благополучие. Вода, огонь, баня, еловые ветки, травы — традиции и обычаи во многом перекликаются с карельскими (похожие встречаются и у многих других народов). Но есть в этом регионе и уникальные необычные обряды и традиции.
На праздничном столе в Мордовии обязательно присутствовали блюда, которые считались полезными для здоровья:
Во время Святок в Мордовии гадали не только на будущее, но и на здоровье. Один из популярных способов: в ночь перед Рождеством брали зерно, кидали его в миску с водой и наблюдали. Если зерно тонуло — считалось, что человека может ждать недуг, если плавало — здоровье будет крепким.
Перед Новым годом или Рождеством в Мордовии существовал интересный обряд, который назывался «выглаживание». Старшая женщина в семье брала льняное полотенце, проглаживала его горячим утюгом и клала на спину или грудь домочадцам, произнося слова на здоровье. Считалось, что тепло и заговор помогают избавляться от болезней.
Новогодние семейные традиции народов Удмуртии тоже очень интересные. На Новый год старшие женщины семьи читали заговоры на здоровье всей семьи. Заговоренный кусочек хлеба или немного меда давали съесть каждому, чтобы уберечь от болезней. Удмурты верили, что дом и здоровье семьи охраняют духи-покровители. В новогоднюю ночь оставляли угощение — хлеб, кашу или молоко — для духов. Это подношение должно было задобрить их и попросить о защите от болезней. В канун Нового года зажигали свечи или небольшие костры у дома. Считалось, что пламя «выжигает» болезни и очищает пространство. Уголь от этого костра сохраняли и использовали как амулет от хвори.
Есть у удмуртов свой Дед Мороз — Толы Бабай. По легенде Зимний дед — добрый великан, который ходит в фиолетовой шубе, знает целебные растения и понимает язык птиц и зверей. Усадьба Толы Бабая находится в селе Шаркан в 90 км от Ижевска. Каждую зиму для гостей заливают каток, работают тюбинговые и лыжные трассы, прокат снегоходов и квадроциклов.
Сегодня Осетия празднует Новый год со всей страной 1 января, но есть у них и свой традиционный зимний праздник. Называется он Ног бон («новый день») и отмечается в ночь с 13 на 14 января. В этот день женщины пекут большие круглые пироги с мясом или сыром, символизирующие солнце и изобилие. В пироге обязательно прячут монетку. Тот, кому она достанется, будет самым счастливым в следующем году. Помимо пирогов также пекут булочки в виде фигурок людей или животных. Ими угощают соседей и задабривают духов природы.
А еще в новогоднюю ночь принято разводить костры, в пламени которых сгорают все беды и невзгоды уходящего года. В старину участники обряда обходили костер, прося у высших сил избавления от болезней и несчастий. Через пламя могли перепрыгивать, чтобы «сжечь» недуги. Пепел от костра сохраняли, так как он считался целебным и оберегающим. Его могли рассыпать на пороге дома для защиты семьи.
Вокруг кострища собирались все соседи: веселились, танцевали и пели под осетинскую гармошку. На праздниках исполнялись традиционные танцы, такие как «Симд» — коллективный круговой танец. Считалось, что он укрепляет дух и тело, а также объединяет людей, создавая энергетический обмен, благоприятный для здоровья.
Обычаи зимы у татар тесно связаны с древним пантеоном и зимним божеством Кыш Тонгресе, которого в народе называют Кыш Бабай (Зимний дед). Одет он в традиционный татарский мужской костюм изумрудного цвета, украшенный народными орнаментами. По преданию, верховный небесный дух Тенгри родился в самую темную ночь года — 22 декабря. Повелитель зимы Кыш Тонгресе устраивал по этому поводу веселое торжество для богов и духов — Нардуган. Празднование длилось до первого января и сопровождалось песнями и обрядовыми танцами.
Как и у нашего Деда Мороза, у тюркского Кыш Бабая есть своя резиденция. Находится она в селе Яна Кырлай в 70 км от Казани. Кроме хозяина живут там его любимая дочка Кар Казы, лесной дух Шурале и другие сказочные персонажи и герои татарского эпоса.
В Татарстане многие новогодние традиции связаны с укреплением здоровья и очищением тела и духа. Одним из основных ритуалов является использование воды, набранной в праздники, для умывания и окропления дома, что считалось защитой от болезней. Традиционно готовились травяные чаи из чабреца, зверобоя и мяты, которые не только очищали организм, но и приносили силу и здоровье. Хлеб и молоко играли ключевую роль в ритуалах, служа символами здоровья, а мед и яйца использовались как обереги.
Особое внимание уделялось кулинарным традициям: на столе обязательно присутствовали блюда, символизирующие здоровье, такие как пельмени, манты и шулпа. Важным элементом были обереги, такие как травяные связки, которые защищали от болезней. Нередко использовались лаванда или пижма, которые вешали на двери или клали под кровать для защиты от болезней.
Народный чувашский Новый год называется Сурхури и тоже связан с зимним солнцестоянием. Важная роль на празднике отводилась детям. Их будили рано утром и отправляли на горку, кататься на санках. Считалось, что чем выше будет горка, тем выше вырастет в новом году лен. Потом детвора обходила дома и поздравляла хозяев с наступлением праздника. За это их угощали пирогами, обсыпали жареным горохом, орехами и семечками, чтобы год был благополучным.
Одним из ритуалов было использование воды, набранной в канун праздников, для умывания и окропления дома, чтобы очиститься от недугов и привлечь здоровье. В ночь на Рождество чуваши разводили костры, прыгали через огонь, прося защиты и здоровья для себя и близких. Также важную роль в праздничных ритуалах играли целебные растения — чабрец, малина, зверобой. Из них готовили настои для укрепления здоровья. На праздничном столе чувашской семьи обязательно присутствовали блюда, символизирующие здоровье и изобилие: мед, орехи, молочные продукты и хлеб.
Есть у чувашей и свои зимние волшебники — добрый дедушка Хель Мучи с внучкой Юр Пике. Чувашский бог зимы и холода ходит в кафтане, отороченной мехом шапке и с большим посохом в руке. А еще Хель Мучи изготавливает традиционные музыкальные инструменты и прекрасно играет на них.
Бронируйте понравившийся санаторий на нашем сайте. Онлайн-бронирование позволяет по желанию сразу включить в путевку проживание, питание, трансфер, билеты на поезд или самолет. Нужна помощь или консультация — звоните 8 (800) 775-35-72 или пишите в чат. Ответим на все вопросы по выбранному туру и поможем с бронированием.
Евсеева Ирина Петровна
Врач диетолог, Врач педиатр
стаж 37 лет
Выбираете отдых и сомневаетесь? Мы обязательно подскажем вам лучшие варианты:
Хронические болезни суставов без лечения могут привести к утрате гибкости конечностей и даже к инвалидности. Полностью вылечить заболевания процедурами невозможно, но замедлить прогрессирование и существенно снизить выраженность симптомов — вполне реально. Программы по ортопедии есть практически во всех санаториях России. Где пройти лечение — решайте сами. Можно выбрать курорт поближе к дому или, наоборот, отправиться в путешествие.
Новогодний банкет всегда радует разнообразием угощений: от салатов и закусок до нарезок, заливного, горячего и десертов. И вовсе не обязательно, чтобы праздничные блюда были слишком калорийными. Предлагаем в этом убедиться и приготовить полезный стол на Новый год 2025.
Считаете, что давно выросли из сказок? Значит вы ничего не слышали про сказкотерапию. Оказывается, слушать и сочинять фантастические истории полезно в любом возрасте. Сказки о сиротке и злой мачехе, Иване-царевиче, драконах и богатырях помогают не только воспитывать детей, но и лечить взрослых. Этим и занимается сказкотерапия. Как отдельное направление в практической психологии, она появилась сравнительно недавно, но быстро завоевала популярность. Сегодня лечение сказками можно пройти даже в санаториях.